В Церкви, помимо духовной составляющей, есть и сторона вполне земная. Каждый приход должен содержать церковное здание, оплачивать коммунальные услуги, проводить мероприятия.
В каждом храме трудятся люди, и это далеко не только священнослужители, которые должны получать зарплату. Например, в Воскресенском кафедральном соборе работают более 20 человек. Но откуда приходу брать средства на их содержание? Государство у нас отделено от Церкви, поэтому оно не берет на себя непосредственное содержание храмов и оплату труда священнослужителей. Такая модель существовала в Российской империи, сейчас она есть, например, в Греции, где Православная церковь имеет государственный статус.
Но откуда государство берет деньги на содержание храмов? Из налогов, которые платят граждане. То есть, всё равно, в конце концов, Церковь материально содержат люди. Хотя в этом случае — опосредованно.
Как у них?
Интересная модель практикуется в Германии. Там есть так называемый церковный налог. В паспортном столе по месту жительства добровольно регистрируется принадлежность к той или иной религиозной общине. А далее финансовой службой соответствующей федеральной земли снимается ежемесячно около 2—3% от налогооблагаемого дохода гражданина. В среднем это составляет 800 евро в год. Можно, конечно, не уплачивать церковный налог, но в этом случае человеку могут отказать в совершении некоторых обрядов. Например, погребение пройдет без участия священнослужителя.
Как у нас?
В наших церквах все гораздо свободнее, и каждый сам выбирает, как много он готов пожертвовать храму и будет ли жертвовать вообще. И тем более никто ему не откажет в совершении обрядов, если он никогда не давал денег на Церковь. Однако нужно понимать, что свечи, записки, требы — это все наша жертва на содержание своего храма. Ведь большинство людей ходят на богослужение именно в какой-то конкретный храм и жертвуют часть своего дохода для его благоустройства и жизнедеятельности. И по большому счету, эта жертва вполне добровольная. Можно ли прийти в храм, но не ставить свечи? Конечно, можно, никто не будет нас за это осуждать. Можно ли не подавать записки и помолиться за своих родственников самостоятельно. Тоже вполне возможно.
Конечно, найдутся возражения — есть еще крещение, венчание, отпевание, за которые уж точно берутся деньги и без которых трудно обойтись. Но официальная позиция Церкви состоит в том, что все эти и другие таинства должны совершаться за пожертвования, и если люди не имеют возможности за них заплатить, они должны совершаться безвозмездно. Наверное, есть злоупотребления в отдельных храмах, но я не могу себе представить, чтобы те священники, которых я хорошо знаю, отказали кому-то из-за денег. Я сам многократно и крестил, и хоронил, и венчал совершенно безвозмездно. И если к нам в собор приходит человек и просит духовной помощи, но при этом не имеет средств, ему всегда пойдут навстречу, совершат любую требу, еще и материально помогут.
Поэтому дело не в том, что в Церкви все за деньги, а в том, хотим ли мы, чтобы наш храм был красив и благоустроен, служба проходила благоговейно и молитвенно, священник занимался духовным просвещением своих прихожан, а не бегал по стройкам в поиске дополнительного заработка. Если нам это надо, мы сами с радостью поможем храму и выделим часть своих материальных средств для его содержания. Если же кто-то не верит в Бога или не любит Церковь, его никто не заставляет ходить в храм и отдавать деньги на свечи и записки. Сейчас это абсолютно свободное решение каждого человека. Поэтому очень странно, когда неверующие или нецерковные люди возмущаются тем, что «в храме всё за деньги». Они же совершенно от этого не страдают. Это их выбор — не любить Церковь и не помогать ей. Но у других людей тоже есть свой выбор — материально помогать Церкви и своему храму в их повседневной жизни.
Иерей Игорь Васько